Быть уверенным в благонадежности контрагента требует не только здравый смысл, но и контролирующие органы. Сделка с недобросовестным партнером может привести к потере товарно-материальных ценностей или финансовых средств. Кроме того, если ФНС признает контрагента недобросовестным налогоплательщиком, есть риск получить увеличенную налогооблагаемую базу из-за оспоренного НДС по договору. Рассмотрим как можно проверить контрагента, что действительно даст уверенность в его благонадежности.
Как проверить дешево или бесплатно
Понятие "должная осмотрительность" контролирующие органы применяют уже почти 15 лет, но жертв мошенничества среди представителей малого и среднего бизнеса становится все больше. Это происходит из-за формального подхода к проверке новых партнеров. Некоторые предприниматели верят, что заказав быструю проверку за 500-700 рублей, они получат гарантию добросовестности контрагента. На самом деле за такие деньги автоматизированная система выдаст только информацию из открытых источников, которую можно получить и самостоятельно.
Бесплатно или за минимальную оплату (госпошлину) можно получить о контрагенте следующие сведения:
- Дату регистрации (помогает отсеять фирмы-однодневки)
- Размер уставного капитала и кто учредители, держатели реестра акций
- Кто имеет право подписывать финансовые и юридические документы без доверенности
- Адрес регистрации
- Находится ли компания в процессе ликвидации, реорганизации, уменьшения уставного капитала
- Виды деятельности компании согласно уставным и регистрационным документам
- Наличие судебных дел против компании, индивидуального предпринимателя или исполнительных производств
Большая часть перечисленных сведений есть в выписке из ЕГРЮЛ, которую может заказать каждый. Остальные сведения можно добыть из реестров ФНС, РОССТАТа, Арбитражного суда. Только вот преступления совершают не компании, а люди. И не только те, которые официально числятся руководителями.
Как проверяют контрагентов детективные агентства
Любые сведения собираются с определенной целью. Если нужно только формально "прикрыться" в случае проверки налоговиков, в большинстве случаев будет достаточно самостоятельной проверки контрагента или быстрой от автоматизированных сервисов. Только вот полученные сведения всего лишь позволяют убедиться в действительности подписи директора, в том что фирма давно существует и не находится в стадии банкротства, судебных разбирательств. Защитят эти данные от мошенников? Точно нет.
Глубокая проверка предполагает изучение экономической деятельности контрагента заказчика, наличие материальных активов, состояние его платежеспособности, не числится ли руководитель директором еще десятка фирм и т.д. Также многое о надежности юридического лица можно узнать, если раскрыть кто его конечный бенефициар (собственник).
Процесс выявления потенциальных угроз от контрагентов и управления рисками требует специфических навыков. Это не просто сбор данных, но и их анализ, составление прогноза. Сделать это помогают не только знания, но и выработанное годами "чутье" детективов.
Услуги глубокой проверки партнера не могут стоить тысячу рублей. Ее себестоимость больше, ведь данные собираются не только возле компьютера из открытых источников, но и "в поле". Решение о необходимости быстрой или глубокой проверки принимается конкретно для каждого контрагента. Чем больше сумма сделки, тем увереннее нужно быть в партнере.